Ефесская церковь (ст.1-7). Начало охлаждения (поскольку географически следующий город, Смирна, находится на севере) – охлаждение первой любви. И хотя при этом ненависть к сатанинским проявлениям в рядах членов церкви присутствует (и характеризуется Богом как положительное качество), ПЕРВАЯ любовь, то есть состояние, которое человек «переживал» (в скобках потому, что в известных мне языках нет слова, способного описать эти отношения) с Богом начинает охладевать. Результат победы над охлаждением первой любви – возможность вкушать от дерева жизни, то есть жить вечно (см. Быт. 3:22, когда Бог не позволял грешнику этого сделать). Ефес, как мы помним, означает «ноль, точка отсчета, начало».
Смирнская церковь (ст.8-11). Продолжение охлаждения (следующий город, Пергамы, находится еще севернее). В этой церкви, как мы видим, происходит еще большее охлаждение отношений с Богом. Смирна означает «благовонное масло». Второй шаг отхождения от Бога (после охлаждения первой любви) ритуальное служение Богу. Не в том смысле что ритуалов быть не должно, а исполнение ритуалов без внутренней привязанности к Богу (так, как это было у книжников и фарисеев). Побеждающий эту тенденцию не потерпит вреда от второй смерти.
Пергамская церковь (ст.12-17). Последний шаг в движении на север. Теперь не только охладела первая любовь, ритуалы завладели церковью, но в лоне церкви начинают появляться люди, занимающиеся откровенно не Божьими делами. Бог и мир начинают смешиваться в жизни таких верующих. Побеждающий такие тенденции получит новое имя и Бог обещает ему сокровенную (неизвестную другим) манну (обеспечение всем необходимым). Поскольку Пергам является родиной пергамента (Слово Божье также существует на бумаге, правнучке пергамента), а также учитывая то, что в ст.12 говорится о остром с обеих сторон мече (см. Евр. 4:12). С этого момента начинается движение на Юг, то есть к теплу.
Церковь в Фиатире (ст.18-29). Начало движения к востоку (концу времени) и югу (потепление отношений с Богом). Здесь можно обнаружить дальнейшее разграничение людей, имеющих отношения с Богом и просто ходящих в церковь/храм/собрания. И при том, что в этой церкви наблюдается рост и веры и дел, присутствие лицемерных христиан (которые внутри не изменились) становится все более серьезной проблемой. Награда за крепкое удержание того, что Бог дал – власть.
Продолжим завтра
Комментариев нет:
Отправить комментарий